Количество обучающихся на 01.09.2020
Всего: 321
1-4 классы: 119
5-9 классы: 183
10-11 классы: 19
Группы в соцсетях
Дистанционное обучение
Электронный дневник
Горячее питание
Школьная карта
Точка роста
Ссылки

Мероприятия

Всероссийская научно-практическая конференция школьников «XVI Школьные Харитоновские чтения»

Дата проведения: 25.02.2016 - прошло
Место проведения: г.Саров
Организатор: Российский Федеральный Ядерный центр – ВНИИ экспериментальной физики (ВНИИЭФ)
1140 Бесплатно

«Что останется после нынешнего молодого поколения? - писал С. П. Капица. - Их эсэмэски будут издавать в назидание потомкам?» Справедливость этих опасений выдающегося учёного очевидна. Но, к счастью, жизнь даёт нам повод хотя бы иногда с надеждой и даже гордостью смотреть на современных молодых людей. Об этом я думала, когда аплодировала ученику 11-го класса Темниковской школы №1 Павлу Уразову, который среди других старшеклассников - победителей и дипломантов Всероссийской научно-практической конференции школьников «Харитоновские чтения» - поднимался для награждения на сцену саровского Дома науки.

Чтения имеют 16-летнюю историю и в этом году с 25 по 28 февраля собрали больше 150 юных исследователей с их научными руководителями буквально со всех концов нашей страны. Павел Уразов представлял школу с результатами исследования по теме «Концепт «улыбка» («smil») как отражение системы ценностей и менталитета русских и англичан».

В рамках Чтений проходит также и межрегиональная предметная олимпиада школьников. Победитель олимпиады по определённому предмету получает 100 баллов ЕГЭ при поступлении в вуз по соответствующему профилю. Правда, для нашего участника этот этап Чтений был не актуален: после окончания школы Павел планирует учиться в техническом вузе, а участие в олимпиаде по русскому языку с работой по лингвокультурологии – всего лишь демонстрация разносторонних интересов выпускника школы.

23 юных лингвиста участвовали в заочном отборочном туре (а по его условиям необходимо было выполнить олимпиадные задания по соответствующему предмету и представить тезисы работы), на очный тур прошло 12 старшеклассников, среди которых результаты Павла были самыми высокими: из 100 возможных баллов он набрал 92,5. Значит, выпускник темниковской провинциальной школы может конкурировать по уровню подготовки с учениками столичных и областных лицеев и гимназий!

Ради будущего нашей науки в Саров в качестве экспертов приехали преподаватели МГУ им. Ломоносова, МФТИ, МАИ, МПГУ, ННГУ им. Лобачевского, СарФТИ, а также ВНИИЭФ. Вот этим содружеством выдающихся учёных и старшеклассников, увлечённых наукой, характеризуется удивительная атмосфера «Харитоновских чтений». Чтобы понять это, достаточно было побывать на интереснейших лекциях по биологии, геологии, литературе, физике, которые проводили для участников преподаватели-эксперты – в большинстве своём яркие, неординарные люди. А ещё разнообразная и насыщенная программа 4-х дней включала в себя, кроме олимпиады и работы секций, концерт классической музыки, спектакль «Безымянная звезда» (по пьесе М. Себастьяна), вечер отдыха и, конечно, многочисленные экскурсии по музеям и памятным местам Сарова – легендарного города, где создавались атомная и водородная бомбы, спасшие мир от ядерной катастрофы.

«Самое запомнившееся – это, безусловно, общение. Во всем чувствовалась доброжелательность и высокая культура собеседников. Такой была и атмосфера самого города науки», - это слова Павла, который был в центре внимания во время работы секции русского языка. Тема работы особенно заинтересовала саровское телевидение, и съемочная группа новостей с камерами и микрофонами ждала за дверью аудитории, чтобы взять у него интервью и снять именно его выступление. Доклад темниковского школьника вызвал самое бурное обсуждение. Такой интерес объясним: общение между народами, разница менталитетов, американизация нашего общества – это проблемы, которые считаются наиболее острыми для современного гуманитарного знания. Следует добавить, что своё исследование концепта «улыбки» Павел провёл на основе результатов опроса, который сделала по его просьбе среди носителей английского языка Екатерина Краснопёрова-Кеннеди, выпускница школы №1, а ныне журналистка, живущая в Гибралтаре.

Исследование посвящено очень актуальной для современного общества, живущего в период глобализации, проблеме диалога культур. Известно, что русские люди, приезжая на Запад, производят впечатление хмурых, слишком прямолинейных и открытых в проявлении своих чувств. И, наоборот, русский человек, видя традиционную европейскую улыбку, бывает не готов к тому, что это всего лишь знак вежливой формальности. Оказывается, такой простой мимический знак, как улыбка, понимается нами и европейцами по-разному. В своей работе Павел сравнивает очень интересные результаты опроса русских и англичан, которые должны были назвать первые пришедшие в голову ассоциации к слову «улыбка». Анализ этих ассоциаций помог выявить яркие различия в системе ценностей и характере двух народов.

Стоит ли говорить, с каким чувством в день награждения и закрытия конференции мы услышали: доклад ученика Темниковской средней школы №1 лучший в секции лингвистики!

Уже немного устав от эмоций, делясь впечатлениями, по дороге домой мы говорили с Павлом о том, что именно в Сарове понимаешь: по-настоящему великим человеком может называться только тот, у кого широкий круг интересов, кто искренне уважает и любит людей, кто способен неординарно, творчески и обязательно с юмором смотреть на мир и на себя. Именно таким был «отец» атомной бомбы Юлий Борисович Харитон, в память о котором проводятся Всероссийские чтения школьников. И я надеюсь, что вместе с дипломом и памятным значком, на котором переплелись буквы «ЮБ» (так называли про себя Харитона его коллеги), наш одиннадцатиклассник привёз из Сарова ещё и убеждение: ум и знания человека – это единственное, что не обесценивается и не исчезает бесследно, а помогает человеку жить осмысленно и ярко.

Н. СМЕТНЁВА, научный руководитель

Павел Уразов Скачать (jpg, 105.84 KB)
К списку
Создано: 21.03.2016 19:19:23   |   Изменено: 21.03.2016 19:22:13
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Мы выстраиваем индивидуальную траекторию обучения каждого ребенка
Ирина Бачкова
Когда нужно обращаться к логопеду
Инна Кутузова
Все статьи
Видео
Анастасия Шукшина завоёвывает почётное 2 месте на Первенстве России среди юной и девушек до 18 лет. 27.01.17, г. Смоленск
Фотографии